Постановка голоса


Постановка голоса
процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря П. г. голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил. Обычно работа по П. г. включает в себя большое количество упражнений, из которых важнейшими являются: упражнения на постановку дыхания, которое должно быть, с одной стороны, ровным и плавным, а с другой — мобильным, гибким, быстро изменяющим давление воздуха на уровне гортани и, главное, экономным, когда вся энергия выдоха трансформируется в энергию звуковых колебаний, в голос; упражнения на постановку рото-глоточной артикуляции, т.е. на выработку определенного положения языка, гортани, надгортанника, нёбной занавески, нижней челюсти и губ, а также на снятие излишних напряжений с этих органов; упражнения на постановку атаки звука — одного из важных моментов голосообразо-вания, где возможны три варианта начала колебаний голосовых складок: твердая атака, мягкая и придыхательная. Постановка атаки тесно связана с работой над голосовыми регистрами. Особо следует отметить упражнения, преследующие цель выравнивания регистров на всем голосовом диапазоне — от самых низких до верхних звуков голос должен звучать одинаково насыщенно, звучно и гибко. Кроме того, широко распространены упражнения для выработки высотного (мелодического) диапазона, динамических (гром-костных) нюансов и др.
При формировании голоса педагогу важно также добиваться благозвучности, способности к внушающему воздействию (суггестивности), выносливости и ряда других качеств. (См. также Педагогический голос.)
Необходимым условием выработки тех или иных параметров звучания голоса является формирование их слухового представления в сознании обучаемого, моделирование с помощью внутреннего слуха. Если же память обучаемого лишена четких слуховых ориентировок, то работа по формированию профессионального голоса теряет смысл. Кроме слуховых ощущений, при постановке голоса большое значение имеют кинестезические и вибрационные ощущения, сигнализирующие о характере работы речевых органов. В частности, вибрационные ощущения в передней части лица, в области так называемой «маски» свидетельствуют о том, что звучание организовано правильно. Разные виды ощущений, как бы «подстраховывая» друг друга, помогают лучше контролировать качество образующегося в данный момент голоса. В методике П. г. существует множество подходов. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми; под руководством педагога, самостоятельно или с партнером; с применением музыкальных инструментов, технических средств или без них.
Часто используется метод имитации, когда обучаемый пытается подражать своему учителю или другому авторитету. Положительного эффекта в данном случае можно добиться, если анатомо-физиологические данные имитатора и имитируемого достаточно близки. В основе другого метода, который можно назвать самоимитацией, лежит явление коартикуляции, т. е. взаимовлияния акустических характеристик звуков, произносимых один вслед за другим, что позволяет как бы пристраивать к правильно звучащему голосовому тону звук, требующий коррекции.
Существует также метод имитационно-игровой. Обучаемые с помощью голоса, мимики и пантомимики изображают, например, игру в мяч, езду на мотоцикле, работу пульверизатора, насоса и т. п., произносят тексты, преображаясь по возможности в маляра, продавца на базаре и представителей других профессий. Моделирование ситуации, вживание в нее помогает на интуитивном уровне правильно скоординировать работу речевых органов. Принципиально другой подход прослеживается в методах аналитического характера. Они основаны на сознании того, что то или иное качество звучания есть результат определенной артикуляции (в широком смысле этого слова). Так, если говорить или петь «на улыбке», то голос как бы «светлеет», а если расслабить (т. е. опустить) нёбную занавеску, то неизбежно появится носовой призвук. Кроме подобных простейших артикуляций, возможны и более сложные: опускание гортани, наклон надгортанника, имитация зевка, варьирование плотности смыкания голосовых складок. Зная, к каким акустическим эффектам они приводят, обучаемый целенаправленно изменяет в нужную сторону звучание своего голоса.
Особое место занимают методы рефлекторного воздействия на голос. Один из них получил название «эффекта Томатиса»: обучаемый говорит или поет перед микрофоном, который подключен к эквалайзеру (устройству, позволяющему изменять спектральные характеристики звука, а следовательно и тембр голоса), и слышит свой голос, обработанный этим эквалайзером, в наушниках. Эффект Томатиса заключается в том, что исходный голос обучаемого начинает непроизвольно, автоматически приближаться к тому голосу, который обучаемый слышит в наушниках.
Близок к эффекту Томатиса по механизму воздействия на голос метод заглушения, когда обучаемому с помощью наушников, в которые подан шумовой сигнал, «отключают» слуховой контроль. Вследствие этого непроизвольно повышается громкость голоса, иногда происходит регистровая перестройка и другие изменения параметров звучания.
П. г. — работа сложная, комплексная, она требует учета множества факторов: возраста, пола, физических и психологических особенностей личности обучаемого. Но важнее всего четко представлять цель, ради которой эта работа проводится: одно дело поставить голос для пения на сцене, другое — для командования воинским подразделением. Постановка педагогического голоса, конечно, базируется на общих теоретических основах, но имеет и свою специфику.
А.Л. Князьков

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. . 1998.

Смотреть что такое "Постановка голоса" в других словарях:

  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — развитие человеческого голоса для профессионального использования. В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яркость, красоту, гибкость и ровность звучания, широту диапазона (ок. 2 октав), силу …   Большой Энциклопедический словарь

  • постановка голоса — развитие человеческого голоса для профессионального использования. В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яркость, красоту, гибкость и ровность звучания, широту диапазона (около 2 октав), силу. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Постановка голоса —         приспособление и развитие голоса для проф. использования певцами, артистами драмы, ораторами, лекторами, педагогами, т.е. лицами, к рые в связи с профессией выступают перед большой аудиторией. Поставленный голос отличается звучностью,… …   Музыкальная энциклопедия

  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА — Различные моменты, которые следует принимать во внимание при постановке и развитии голоса у певцов, заключаются в следующем: 1) Образование правильной подачи голоса (См.), и целесообразного резонанса гласных при пении. 2) Выработка уменья… …   Музыкальный словарь Римана

  • Постановка голоса —         развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. Благодаря постановке голос приобретает способность достигать максимальной силы звучания при наименьших затратах мышечной энергии. Поставленный голос обладает широким… …   Большая советская энциклопедия

  • Постановка голоса — система спец. приемов для развития и проф. использования голосов. аппарата человека. Является фундаментом проф. обучения певцов, необходима драм. актерам, лекторам и т. д. П. Г. включает спец. дыхат. и артикуляц. упражнения, в рез те к рых голос… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ПОСТАНОВКА — ПОСТАНОВКА, постановки, жен. 1. только ед. Действие по гл. ставить в 1, 4, 11, 12, 13 и 15 знач. поставить. Постановка столбов. Постановка памятника. Лес Островского в постановке Малого театра. Новая постановка Ревизора Гоголя. Интересная… …   Толковый словарь Ушакова

  • постановка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? постановки, чему? постановке, (вижу) что? постановку, чем? постановкой, о чём? о постановке; мн. что? постановки, (нет) чего? постановок, чему? постановкам, (вижу) что? постановки, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1. к Поставить (1.П.; 1 2 зн.). П. паровоза на ремонт. П. голоса. П. пьесы. П. парусов. П. корабля на якорь. Деловая п. вопроса. П. на учёт. 2. чего. Способ, манера держать какую л. часть тела (обычно в результате… …   Энциклопедический словарь

  • постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. см. тж. постановочный 1) к поставить I 1), 2) Постано/вка паровоза на ремонт. Постано/вка голоса. Постано/вка пьесы …   Словарь многих выражений

Книги

Другие книги по запросу «Постановка голоса» >>